
В Татарстане в этом учебном году запущен новый проект «Физико-химический прорыв». При этом продолжится реализация другого республиканского проекта – «Физико-математический прорыв». Участвуя в них, учителя могут получить гранты, а школьники – премии. Кроме того, современным оборудованием оснастят школы. Подробнее – в материале «Татар-информа».
Гранты получат 200 учителей физики и химии
Проект «Физико-химический прорыв» инициировал Раис Татарстана Рустам Минниханов. Он включает несколько направлений, касающихся поддержки учителей, учащихся и школ, а также популяризации физики и химии, сообщил «Татар-информу» министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин.
«Проект включает четыре блока: методическая, технологическая и грантовая поддержка учителей; методическая и грантовая поддержка школ; организационно-методическая и грантовая поддержка школьников; популяризация физики и химии. Задачи проекта – повышение интереса детей к химии и физике, увеличение количества абитуриентов, выбирающих инженерные профессии», – рассказал он.
Гранты на конкурсной основе в конце учебного года смогут получить 200 учителей. Для 100 педагогов со стажем работы более пяти лет предусмотрено по 300 тыс. рублей. Еще для 100 учителей, работающих в школах менее пяти лет, – по 250 тыс. рублей.
Более того, 20 преподавателей вузов, обучающие старшеклассников физике и химии в школах республики, получат по 200 тыс. рублей.
В рамках проекта учителя химии и физики также смогут повысить квалификацию, пройти обучение и индивидуальные консультации. Для них планируется создать мобильный демонстрационный кабинет, программный комплекс «Лаборатория практикума по физике», разработать цифровые пособия по физике и химии.
«Наша давняя мечта с Казанским федеральным университетом – создание мобильного демонстрационного кабинета. С передвижным кабинетом физики и химии можно будет выезжать в районы республики, проводить с детьми опыты. Эту идею поддержал Рустам Минниханов», – отметил глава Минобрнауки.
Грантовая поддержка предусмотрена для 60 школ
За высокие достижения гранты по 1 млн рублей в конце учебного года выделят 30 школам. И еще 30 школ получат гранты по 2 млн рублей на приобретение современного оборудования.
«Это очень серьезная поддержка. И все эти меры поддержки республиканские», – подчеркнул Хадиуллин.
Он добавил, что на конкурсной основе, поскольку желающих много, в 20 школах откроются профильные классы. Образовательные организации также получат комплекты книг по физике и химии, в том числе для формирования школьных библиотек.
Денежное вознаграждение предусмотрено для школьников за достижения в учебе и активное участие в мероприятиях по физике и химии. Премиями по 50 тыс. рублей наградят 200 школьников в конце учебного года.
Для учащихся 5 – 11 классов организуют кружки по химии и инженерным специальностям. Кроме того, для учеников проведут курс «Физика для всех», выездные научно-популярные лекции, онлайн-занятия, интенсивы, профильные и тематические образовательные смены, летние школы. И для них организуют участие в международных олимпиадах.
Проект заинтересовал крупные промышленные и нефтяные предприятия
Для популяризации физики и химии Минобрнауки и КФУ создадут «Виртуальный музей истории точных наук». Будет разработан сайт по проекту «Физхим прорыв».
«Запланировано проведение мастер-классов, фестивалей, региональных чемпионатов. К мероприятиям подключим не только ученых Татарстана, но и других регионов России. Казань должна стать центром популяризации точных наук – физики, математики, химии. В следующем году такое же пристальное внимание уделим биологии», – отметил министр образования и науки.
Реализовать проект помогут КФУ, КХТИ, Университет Иннополис, Дом занимательной науки и техники, Казанский научный центр РАН, а также Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт, Российское химическое общество имени Д. И. Менделеева.
«Крупные промышленные и нефтяные предприятия тоже заинтересованы в этом проекте для в подготовки инженеров», – сказал Хадиуллин.
Уже разработана концепция проекта «ФизХим прорыв» и подготовлена смета расходов на три года. В частности, на мероприятия проекта с 2026 по 2028 год планируется направить более 1,4 млрд рублей.
«Такого проекта нет ни в одном регионе России»
Другой республиканский проект, «Физико-математический прорыв», успешно реализуется с прошлого учебного года. Он был инициирован ректором Университета Иннополис Александром Гасниковым и получил поддержку Раиса РТ Рустама Минниханова, рассказал Хадиуллин.
«Первый год реализации этого проекта показал высокий интерес детей и учителей к физико-математическому образованию в республике. Такого проекта нет ни в одном регионе России. Уверен, что нашему примеру последуют и другие субъекты РФ. Возможно, он даже станет федеральным», – заявил глава Минобрнауки.
Проект включает пять направлений: создание физико-математических классов в школах республики (7 – 9 классы), организацию кружков по математике и физике для 5 – 7 классов, проведение мероприятий по популяризации математики и физики, премии школьникам для их участия в выездных мероприятиях, гранты для школ и учителей.
«На эти цели из бюджета республики выделено более 252 млн рублей. На 2026 – 2027 годы средства в бюджете тоже предусмотрены. Проект рассчитан на три года», – подчеркнул министр.
350 учителей и 40 школ получили гранты по проекту «ФизМат прорыв»
Для поддержки учителей математики, физики, информатики по проекту «ФизМат прорыв» учреждены гранты. Всего 350 учителей, в том числе 100 преподавателей кружков, и 40 школ получили грантовую поддержку на общую сумму 155 млн рублей.
Кроме этого, 200 школьников 5 – 11 классов получили денежное вознаграждение по 50 тыс. рублей участия в выездных мероприятиях.
«В школах реализуется углубленная программа – на изучение математики выделяется восемь часов в неделю. Педагогам предоставлен доступ ко всем учебно-методическим материалам, необходимым для работы. Организована поставка учебников в школы. Мы видим положительную динамику – снижается доля неудовлетворительных оценок и увеличивается количество оценок «хорошо» и «отлично». И за восемь месяцев занятий в кружках школьники значительно повысили уровень своих знаний», – сообщил Хадиуллин.
По его словам, количество школьников, выбирающих для своего дальнейшего развития математические и технические специализации, увеличилось.
Реализация данных проектов соответствует целям и задачам нацпроекта «Молодежь и дети» федерального проекта «Профессионалитет» и направлены на создание возможностей для развития талантов и самореализации учащихся и поддержку педагогов, внедрению новых методик преподавания точных дисциплин и комфортных условий для обучения.