С 15 по 26 апреля 2019 года кафедрой педагогики, психологии и андрагогики, ГАОУ ДПО «Институтом развития образования Республики Татарстан», в рамках реализации Государственного задания учредителя на 2019 год было проведено обучение педагогов-психологов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Стратегические направления деятельности Службы практической психологии образования: новая постановка задач сопровождения».
Категория слушателей представлена педагогами-психологами, работающими в дошкольных, общеобразовательных и средних профессиональных образовательных организациях Республики Татарстан Азнакаевского муниципального района, Сармановского муниципального района, г. Нижнекамска, г. Казани, г. Чистополя, г. Зеленодольска, г. Нурлат, г. Набережные Челны.
Главная научно-методическая тема, положенная в содержание повышения квалификации, новая постановка задач психологического сопровождения обучающихся и воспитанников в современных условиях образовательных перемен.
Данная программа была нацелена на формирование профессиональных компетенций, необходимых педагогам-психологам для решения задач психологического сопровождения различных категорий обучающихся, проектирования психологически безопасной образовательной и развивающей социальной среды, а также стратегических направлений психологической поддержки педагогов и родителей.
Освоение слушателями содержания программы повышения квалификации осуществлялось в форме дистанционного и очного обучения.
Дистанционное обучение проводилось по теме «Современные нормативно-правовые и концептуально-методологические основы проектирования безопасной образовательной среды».
Выбор предложенного в дистанционном модуле содержания далеко не случаен: актуальными темами психологического сопровождения остаются вопросы нормативно-правового регулирования деятельности службы практической психологии образования, организации антиэкстремистского, антитеррористического и антикоррупционного воспитания, психолого-педагогических основ адресной работы с обучающимися, в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями (одаренными учащимися, детьми с девиациями поведения: агрессивностью, потреблением ПАВ, суицидальным поведением).
Очное обучение было реализовано в процессе лекционно-практических занятий, научных дискуссий, практикумов, семинаров и др., организуемых в учебных аудиториях и на базе стажировочных площадок (образовательных организаций). Особое внимание при этом уделяется анализу конкретных педагогических ситуаций, возникающих в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Стажировка являлась одной из основных организационных форм программы повышения квалификации слушателей и нацелена на практическое совершенствование профессиональных компетенций, необходимых педагогам-психологам для решения задач психологического сопровождения: психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и развития, а также экспертизы психологической безопасности образовательной среды.
Данная модель повышения квалификации хорошо себя зарекомендовала и позволяет сформировать у специалистов следующие профессиональные компетенции:
- владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации;
- проводить психологическую экспертизу по заданным критериям программ развития образовательной организации;
- консультировать педагогов образовательных организаций, по вопросам индивидуально-психологических особенностей обучающихся, при выборе образовательных технологий с их учетом;
- проводить психологический мониторинг и анализ по заданным параметрам эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
- организовывать и осуществлять, совместно с педагогами, проектную деятельность по совершенствованию образовательного процесса и оценка результатов проектирования образовательных условий.