Научными сотрудниками информационно-аналитического отдела и лаборатории воспитания и профилактики асоциального поведения ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» обобщены результаты прикладного научного исследования «Реализация программ этнокультурной направленности в образовательных организациях: проблемные зоны».
Исследование проведено в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 22 декабря 2021 г. № под-1732/21 «Об утверждении Государственного задания учредителя для государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» на 2022 год».
Основным применяемым в ходе исследования стал метод опроса, проведенный по структурированной анкете, размещенной в онлайн-сервисе Google Forms. В качестве респондентов выступили педагоги предметной области «Искусство», осуществляющие свою деятельность в общеобразовательных организациях Республики Татарстан (всего было опрошено 106 человек). Географией исследования охвачены 15 муниципальных образований Республики Татарстан, включая два городских округа (г. Казань и г. Набережные Челны).
Анализ результатов проведенного прикладного научного исследования позволил выявить ряд проблем, препятствующих эффективной реализации программ этнокультурной направленности, среди которых особо следует отметить:
- недостаточное количество учебных пособий, методических разработок, помогающих педагогу подготовиться к урочной и внеурочной деятельности;
- отсутствие образцов декоративно-прикладного творчества народов Республики Татарстан для изучения в рамках предмета «Изобразительное искусство»;
- отсутствие музыкальных образцов фольклора народов Республики Татарстан для изучения в рамках предмета «Музыка»;
- недостаточная сформированность предметно-образовательной среды, направленной на изучение народной культуры.
Особенностью исследования стал мониторинг уровня сформированности этнокультурной компетентности учителей предметной области «Искусство» по выделенным компонентам: культурно-когнитивному, ценностно-личностному и мотивационно-деятельностному. На основе данных мониторинга определены направления необходимой педагогам методической помощи, а также определены наиболее эффективные формы повышения этнопедагогической компетентности.