21 апреля в рамках государственного задания учредителя на 2021 год Институт развития образования РТ совместно с Министерством образования и науки РТ провел республиканский круглый стол «Основные направления развития детей дошкольного возраста в условиях полилингвальной среды» на базе МБДОУ «Детский сад № 39 «Килэчэк» Елабужского муниципального района (куратор - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО РТ Мифтахутдинова Н.Р.).
Цель круглого стола: оказание информационной и консультативно - методической
поддержки педагогическим работникам, реализующим программы дошкольного образования в условиях полилингвальной среды.
Участники ознакомились с образовательной деятельностью детского сада, перед ними выступили:
- Терентьева Е. Д., начальник МКУ «Управление образования» Исполнительного комитета Елабужского муниципального района;
- Садовниченко И.В., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Килэчэк» Елабужского муниципального района («Моделирование образовательного процесса на основе деятельностного подхода в условиях полилингвальной среды»);
- Мифтахутдинова Надия Равилевна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРО РТ («Современные подходы к организации полилингвального образования в ДОО»);
- Билалова А. Р., методист по дошкольному образованию МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Елабужского муниципального района («Реализация полилингвальной модели в рамках образовательного комплекса «Адымнар-Алабуга»»);
- Исмагилова И. Ш., старший воспитатель МБДОУ №40 «Созвездие» Елабужского муниципального района («Создание образовательной среды с использованием инновационных подходов в обучении и воспитании на трех языках»);
- Миннуллина Р. Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ («Полилингвальная среда как средство разностороннего развития дошкольника»);
- Галиева Л. Р., заведующий МБДОУ “Детский сад №101 комбинированного вида” Кировского района г.Казани(«Полилингвальная модель ДОО: перспективы и риски»);
- Емарлукова Н.Н., старший воспитатель МАДОУ №43 комбинированного вида” Приволжского района г.Казани («Развитие Soft skills навыков у детей дошкольного возраста через полилингвальное образование»);
- Тохбатова Г. Н., воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ “Высокогорский детский сад “Бэлэкэч”Высокогорского района («Воспитание и развитие дошкольников в полилингвальном пространстве: условия и технологии»);
- Скоблина Любовь Геннадьевна, воспитатель МБДОУ №30 «Улыбка» Елабужского муниципального района («Мнемотехника в раннем изучении английского языка»).
На круглом столе принимали участие методисты по дошкольному образованию отделов и управлений образования, руководители ДОО Нижнекамского, Мамадышского, Елабужского муниципальных районов, г. Набережные Челны.
Участники семинара отметили высокую информативность и актуальность обсуждаемой темы, атмосферу доверительного и открытого разговора по проблемам организации полилингвального образования в ДОО, получили ответы на интересующие их вопросы.
Обсудив основные направления развития детей дошкольного возраста в условиях полилингвальной среды, участники пришли к единому мнению, что основным посылом полилингвального образования в ДОО является приобщение детей средствами изучаемых языков к культурному богатству многонационального народа России и Татарстана, знакомство детей с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе толерантности и межнационального согласия.
С этой целью ДОО, реализующим программы дошкольного образования в условиях полилингвальной среды:
- Моделировать образовательный процесс на основе деятельностного подхода в условиях развивающей полилингвальной среды , создавать условия для обучения и воспитания детей дошкольного возраста на трех языках.
- Погружать дошкольников в культурно-языковую среду и использовать различные языки как средства коммуникации и совместной деятельности, формировать у детей дошкольного возраста представление о многоязычии, воспитании толерантного отношения к языковым и культурным различиям, необходимых для полноценного общения с носителями различных культур.
- Обеспечить реализацию модели полилингального образования дошкольников квалифицированными педагогическими кадрами (экспантами) для ведения образовательной деятельности на полилингвальной основе.
- Разработать систему мониторинга, позволяющую увидеть динамику показателей роста навыков и умений детей.
- Разработать программы с поликультурным и полилингвальным компонентами воспитания и образования, обеспечивающими принцип преемственности дошкольного и начального школьного образования детей.
Ссылка для просмотра представленного опыта работы ДОО РТ в рамках республиканского круглого стола