• Русский
  • Татарча

Школьные театры помогают детям реализовать свои способности и найти способ самовыражения

В каждой школе, где открыты театральные кружки и объединения, у ребят появляется больше возможностей выражения себя в творчестве. К этому мнению пришли эксперты Московского городского педагогического университета (МГПУ), которые провели исследование школьных театров в российских образовательных организациях.

 

О том, какую роль играет театр в жизни детей и школы, какие модели театральных объединений уже существуют, рассказала руководитель исследования, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина Асонова порталу «Российское образование».

Три модели школьных театров
В каждой школе судьба театрального детского коллектива – это особая история. Все зависит от среды, которая сложилась в школьном театре, от потребностей и запросов учеников, родителей, учителей и администрации. 
В нашем исследовании принимали участие более 800 руководителей школьных коллективов – членов Клуба театральной педагогики МГПУ. Мы учитывали психологическую и педагогическую составляющие школьных театров, типы взаимодействия участников коллектива, а также то, что получают дети и взрослые от причастности к театру. По этим критериям эксперты выделили три формы театральных объединений: «Театр – братство», «Театр – лаборатория» и «Театр – метафора».

«Театр – братство»
Самая распространенная в российских школах модель «Театр – братство». Для каждого участника этой модели репетиции спектакля более значимы, чем сама премьера. В процессе подготовки постановки они ощущают сопричастность, которую можно выразить фразой «мы – команда». Театральное сообщество детей, педагогов и родителей готово делиться плодами своего труда и ценностями. Их основной мотив – потребность быть открытыми, дарить радость и чувствовать единство в труппе, где есть свои правила и традиции.

«Театр – лаборатория»
Модель «Театр – лаборатория» – это исследование художественными методами действительности и осознание противоречий в повседневности. Театральные приемы вовлекают ребенка в суть проблемы и описываемого на сцене события. Они необычны и поэтому привлекательны. Школьник с помощью такой модели театра овладевает метапредметными компетенциями: критическим мышлением, анализом, умением найти информацию и аргументированно высказывать свою точку зрения.

«Театр – метафора»
Третья модель «Театр – метафора» тоже отчасти построена на исследовании, где дети находят то, чего им не хватает на уроках: неявные смыслы, красоту ассоциации, символы и неочевидные художественные подтексты. Язык подобного театра метафоричен. Любое явление, чувство, событие может быть представлено с помощью большого количества выразительных средств. 
Конечно, разделение школьных театров по трем моделям их развития достаточно условно. В жизни эти модели пересекаются или переходят одна в другую. Самое главное, что роднит эти формы, – ценностные основания, которые должны разделять все участники.

Идеальный вариант работы школьного театра
Театры в школах открываются по-разному. Бывает, что все начинается с инициативных родителей, которые решили поставить спектакль для детей. Или же мама школьника начинает заниматься с группой из класса, куда постепенно вовлекаются и остальные ученики. Они готовят декорации и костюмы, пишут сценарии.
Может быть, кто-то из учителей на своем уроке принимается ставить сценки на английском или математические миниатюры. Это замечают другие педагоги, и постепенно все перерастает в большой школьный фестиваль.
Иногда инициатива открыть театральную студию принадлежит директору, и он приглашает профильного педагога. 
Идеальный вариант – когда в процессе подготовки спектакля участвует вся школа: на уроках труда конструируют декорации, шьют костюмы, на уроках ИЗО придумывают эскизы, учителя русского языка и литературы подбирают тексты. 

Театр в школе – это самовыражение для всех подростков
Во время работы над исследованием мы опрашивали директоров школ, где созданы театральные объединения. Многие из них считают, что театральная студия дает возможность всем ребятам выразить себя, в том числе и тем, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Порой такие подростки проявляют агрессию по отношению к другим, плохо учатся, демонстративно отвергают в школе дисциплину и другие правила поведения. И школьный театр становится для них отдушиной, где ребята могут быть самими собой. Здесь подростки узнают, что бывают совершенно иные отношения, способы взаимопонимания и поддержки между людьми и многое другое. И все это помогает им не только раскрыться на сцене или за сценой (ведь театр – это еще и работа людей, которые отвечают за свет, звук и декорации), но и более полно понять окружающий тебя мир и самого себя.

Процесс выше результата
Стоит отметить, что школьный театр отличается от обычного, прежде всего, своими целями. Если в традиционном театре важен результат, то в школьном – процесс. Для театрального педагога выступление ребенка на премьере не первостепенно, гораздо важнее для него – репетиции. В процессе подготовки спектакля можно наблюдать, как начинает меняться в лучшую сторону поведение подростка: когда он осознает что-то важное для себя, у него появляется заинтересованность в учебе.
Также занятия в школьном театре выводят на новый уровень эстетическое образование. У детей меняется отношение к речевым практикам, письменным работам, они начинают чувствовать слово, используют различные художественные средства для самовыражения и коммуникации. Соответственно, становится другим общение учеников друг с другом и со взрослыми.

Для театрального творчества противопоказаний нет
Театральные практики полезны любому ребенку. В этой сфере каждый, вне зависимости от своих способностей и возможностей, может найти себя. Отдельная тема в этом вопросе – участие в ребят с особенностями здоровья. Есть среди них те, кому занятия театральным искусством жизненно необходимы. 

Главное, чтобы в погружение в мир театрального искусства ученика сопровождал педагог с большой буквы, для которого важны ценности театральной педагогики: личностное развитие ребенка, расширение его кругозора, выявление способностей, создание предельно свободных эмоциональных контактов, взаимное доверие и творческая атмосфера.
 
По материалам пресс-службы Министерства просвещения РФ