• Русский
  • Татарча

Круглый стол по теме: «Героические страницы истории комсомола»

В рамках методического салона «Воспитательный потенциал учебных предметов «История», «Обществознание» состоялся Круглый стол по теме: «Героические страницы истории комсомола».

Фокеева Ильсия Мансуровна – старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин во вступительном слове отметила, что комсомол – это не просто выдающаяся страница в истории России, это школа воспитания, социализации огромной армии советской молодежи.

Со дня рождения ВЛКСМ прошло сто лет, срок немалый. Однако, если быть откровенным, вспоминают о нем редко, да и то не всегда в позитивном ключе. Все эти годы были наполнены и славным, хорошим, и тем, что такими эпитетами не назовешь. Но справедливая история комсомола еще не написана. У каждого из присутствующих на Круглом столе своя история взаимоотношений с этой общественной организацией и мы поделимся своими впечатлениями об этой удивительной организации

Исланова Нина Николаевна – ведущий научный сотрудник Центра реализации стратегии развития образования, к.филос.н.

В годы моей молодости мне пришлось трудиться в комсомоле, сначала освобожденным секретарем комсомольской организации школы Советского района г. Казани, а затем инструктором школьного отдела. Работа в комсомоле – это самое незабываемое, яркое событие в моей биографии. Все личностные качества, которые мне позволили добиваться своих целей в жизни, я считаю, сформировались именно работая в коллективе. Что было сильной стороной комсомола? Это организация, коллективизм, ответственность, патриотизм. Современные журналисты часто пишут, что например, на комсомольских собраниях не учитывались индивидуальные интересы человека, да это, наверное, так. Но сам по себе комсомол воспитывал молодых людей, формировал социально активную личность человека, вырабатывал в нем качества, которые помогали в жизни. Далеко не случайно большинство государственных и общественных деятелей нашей страны получили закалку, приобрели навыки организаторов в комсомоле. Работая в комсомоле с утра до глубокого вечера, я была всегда среди людей. Приходила домой поздно, уставшая. Именно тогда я узнала, что есть понятие «избыточное общение». Нужна особая психика, особый характер, особый склад ума, без которых к общественной работе человек непригоден. Вечером ты устал, а утром должен быть активным и полным жизненных сил. Это была школа обучения самоконтролю, лидерству, умению управлять и организовывать людей, решать проблемы в условиях многозадачности и с большой эффективностью.

Комсомол просуществовал 73 года потому, что в нем было заинтересовано общество, так как своими целями и задачами комсомол соответствовал его ориентации.

Если исходить из исторической оценки, опыт ВЛКСМ в целом может быть оценен как положительный, так как его деятельность способствовала формированию поколений советского народа и в целом прогрессивному развитию советского общества. Но положительный опыт в чистом виде не существует, каждое явление объективно содержит в себе и негативный опыт. В деятельности комсомола было немало того, что не может вызвать только положительные оценки. Но было немало собственного негативного опыта и привнесенного в него извне – обществом, государством, правящей партией и пр. Сегодня, в условиях кардинальной перестройки общественной жизни, ломки стереотипов и догм, приходит осознание того, что советское общество могло развиваться активно и энергично, если бы не на словах, а на деле больше опиралось на молодежь, доверяло ей, обеспечивало жизнедеятельное единство и преемственность поколений.

Троценко Елена Анатольевна, делегат XIX съезда комсомола – Мои воспоминания о комсомоле носят только положительный характер. В молодые годы я жила и работала на Дальнем Востоке в г. Владивосток. Так получилось, что меня выбрали делегатом XIX съезда комсомола, который состоялся 18-21 мая 1982 года. XIX съезд ВЛКСМ мне запомнился тем, что я в составе делегации Дальнего Востока встречалась со многими делегатами не только СССР, но и стран «социалистического содружества» - Польши, Венгрии, Болгарии, Германии и других. На съезде впервые выступающими делегатами отмечалось, что не все в стране так гладко: есть проблемы в сельском хозяйстве, в промышленности, наблюдается некоторая изоляция внутри комсомола.

Елена Анатольевна отметила, что как и другим делегатам съезда, запомнилась ей больше всего сама необыкновенная атмосфера, выражающаяся в удивительном единстве духа всех делегатов и участников. Очень часто скандировались слова из песни Александры Пахмутовой «Ленин. Партия. Комсомол». Ярким событием съезда явились торжественные проводы с Комсомольской площади Москвы первых бойцов Всесоюзного отряда имени XIX съезда ВЛКСМ на ударные стройки страны. Также понравилась поездка на выставку научно-технического творчества молодежи и в Звездный городок.

Наполненные серьезной работой, интересными встречами, романтикой и праздничным весельем (ведь для делегатов и гостей была подготовлена культурная программа), съездовские дни пролетели очень быстро. Вернулась со съезда с новым зарядом энергии, с огромным желанием сделать все возможное для улучшения комсомольской работы и еще долгое время выступала вместе с другими делегатами съезда перед молодежью Владивостока и Находки.

Дементьева О.И. , учитель МБОУ «СОШ № 84» Советского района г. Казани «История комсомола».

Безусловно, среди самых положительных качеств комсомольской организации можно назвать одну - формирование у молодежи активной гражданской позиции. Причем этот процесс шел незаметно для самих комсомольцев: общие дела, субботники, участие в соревнованиях, трудовой деятельности, забота о пионерах, работа с трудными подростками – эти мероприятия и воспитывали в человеке такие качества как отзывчивость, человеколюбие, дружелюбие, взаимопомощь. Нас учили разбираться во внешней и внутренней политике, для нас постоянно проводились политинформации и сами мы также учились «общаться» со сверстниками, с младшими школьниками – пионерами и октябрятами, быть вожатыми. Существовали различные направления деятельности комсомольской организации: трудовое, шефское, спортивное, культурное и т.д. Жизнь молодежи была плотно занята положительными делами. Комсомольское братство – это особое братство, это школа жизни, лидерства, умения организовать людей, доверия.

Баранова О.А., учитель МАОУ «Гимназия № 19» г. Казани.
p style="text-indent: 1.5em"> Для меня комсомол, в первую очередь огромная школа организационной работы, участие в кипучей жизни, в непрерывной подготовке к слетам, конференциям, соревнованиям и другим мероприятиям. С комсомолом у нас не возникала проблема «одиночества», о которой сейчас говорят психологи, средства массовой информации. Школа комсомольского актива - это школа практического опыта, возможного для использования в нынешнее время, так же как и поучительных уроков. Комсомол по определению считался и фактически являлся кадровым резервом. Наша задача, задача учителей истории и обществознания, бывших непосредственными свидетелями истории жизни и судьбы ВЛКСМ, состоит в том, чтобы как можно полнее и объективнее отразить на уроках перед современными школьниками весь реальный процесс его возникновения, развития и разрушения.

Батреев И.Ф., учитель МБОУ «Гимназия №27» г. Казани

Я считаю, что работа с молодежью ведется и сейчас, и истоки данной работы были взяты из истории советского комсомола. Сегодня есть разные молодежные общественные организации. Например: «Молодая Гвардия» Единой России, «Лига студентов РТ», также существуют поисковые и экологические движения. Наши дети посещают различные мероприятия. Каждый год участвуют в республиканском молодежном форуме «Сэлэт», где общаются, обмениваются опытом. Некоторые организационно-методические подходы по формированию молодежных общественных объединений несомненно пришли к нам из советской комсомольской жизни, но немало и нового, современного, что делает эти организации востребованными у российской активной молодежи.

В разговоре активное участие приняли также: учитель МБОУ «Песчано-Ковалинская СОШ» Лаишевского района Шайхутдинов З.К., Сабирова А.Х., учитель МБОУ «СОШ №7» г. Лениногорска и другие.

Фотогалерея