• Русский
  • Татарча

Лайфхаки, которые помогут педагогам удержать внимание ребенка во время онлайн-уроков в начальной школе

Как сделать дистанционное обучение максимально комфортным в начальной школе

Лайфхак 1. Создайте позитивный настрой. Установите контакт.
Перед выходом в эфир создайте позитивный настрой. Делайте больший акцент на приветствии в начале урока, чем обычно. Стандартного «здравствуйте, давайте приступим к работе» может оказаться недостаточно. Начинайте занятие с установки контакта. Проведите перекличку в чате; «отмечайте» посещения: перечисляйте учеников по именам; здоровайтесь с каждым, кто подключился к трансляции; улыбайтесь, спрашивайте, как дела; задайте интересный вопрос. Скажите, что вы рады видеть собравшихся и произносите волшебное стартовое слово (для каждого оно свое: «Поехали!», «Го!», «ОК», «Хәерле сәгатьтә!» и пр.).
Отлично, если заведете вместе с учениками собственные ритуалы приветствия или придумаете стикеры для обмена настроениями.

Лайфхак 2. Уберите отвлекающие факторы.
Сделайте так, чтобы внимание учеников ничего не отвлекало. Хорошо, если вы будете вести занятия на белом, однотонном или размытом фоне, чтобы дети не пытались рассмотреть детали за вашей спиной. Другой удачный вариант фона — книжный шкаф (но учтите, что в этом случае первые три минуты ученики будут изучать содержимое шкафа).

Лайфхак 3. Комментируйте свои действия.
Проговаривайте все свои действия, которые ученики не видят. Например: «Сейчас я переключаю слайды», «Минутку, я решаю проблемы со звуком», «Не получилось включить демонстрацию экрана, сейчас попробую разобраться». Это поможет удерживать внимание детей.

Лайфхак 4. Помните об обратной связи.
Нужна регулярная обратная связь. Обсуждайте результаты группы, подчеркивайте успехи конкретных учеников. Чаще подводите промежуточные итоги (как сделано задание, выполнен тест, создан творческий продукт и пр.).
В середине занятия лучше сделать перекличку ещё раз, задав вопрос и попросив коротко ответить. Например: «Кто согласен с этим — напишите в чате «Да», а кто не согласен — напишите «Нет», кто не уверен — напишите «Нет ответа».
Любую встречу или урок завершайте обсуждением их ценности для учеников. Резюмируйте, что из запланированного удалось выполнить. Начинайте с себя: «Сегодня я впервые провела урок в Zoom. В общем, справилась. И это совершенно новый опыт. Спасибо всем!».
Благодарность - важная финальная нота. Заведите традицию писать в общий чат слова-благодарности друг другу, родителям.

Лайфхак 5. Привлекайте непроизвольное внимание.
Попробуйте усилить эмоциональную экспрессию, сделать мимику более выразительной. Используйте жестикуляцию, сделайте речь более эмоциональной, меняйте темп и громкость речи. Измените интонацию, тональность, скорость речи. Делайте акценты. Это поможет вам избавиться от монотонности, которая обычно не очень воспринимается школьниками. Ведите трансляции в выразительной одежде. Лучше, если она будет однотонной, чёткого силуэта, с яркими деталями. Это тоже помогает удерживать внимание.

Лайфхак 6. Визуализируйте.
Визуализировать уроки можно с помощью стикеров (отлично подходят для запоминания правил, иностранных слов, определений). Полезны при изучении сложных тем скетчноутинги (иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающие структурировать, запомнить и осмыслить информацию).
Добавляйте аксессуары, используйте забавные аватарки, создавайте героев-помощников при объяснении темы. Привлечь внимание младших учеников поможет яркая игрушка в руках педагога (с которой можно спорить). Или же - энергичная «гифка» (движущаяся картинка) на экране, мгновенно собирающая внимание.

Лайфхак 7. Делайте полезные паузы.
Выделите 3-5 минут на перекус: все равно дети потащат к монитору «вкусняшки» (лучше не пускать этот процесс на самотек). Не забудьте и динамическую паузу - разминку или танец у экрана. Пусть сами ученики подберут музыку, составят комплекс полезных упражнений или подготовят короткий «выпуск новостей». Можно организовать дежурства по классу: дежурные проводят перекличку, отвечают за хорошие новости и физкультминутки.

Лайфхак 8. Разработайте правила онлайн-общения.
Учителю придется разработать кодекс поведения на дистанционных занятиях («Кодекс онлайн-коммуникации»). Например, когда включать и отключать микрофоны, что значит «поднять руку», что можно и чего нельзя писать в общем чате. Установите правило — во время онлайн-занятий должны быть закрыты все социальные сети, мессенджеры и вкладки в браузере, не касающиеся учебы. Кодекс выложите для всеобщего обсуждения, а затем - проведите открытое голосование. Поправки приветствуются!

Лайфхак 9. Ведите урок интересно!
Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание. Например, придумывайте неожиданное начало урока. Включайте в план урока "минуты тишины" (в это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом. Старайтесь разнообразить материал, придумывайте нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей фантазией.

Лайфхак 10. Сделайте родителей своими союзниками.
Тормошите всю семью! Выступайте с интересными инициативами. К примеру, соберите желающих на вечернюю встречу в Zoom, устройте конкурс семейной декламации, пригласите родителей на лекторий с участием психолога. Рассылайте полезные советы, мудрые цитаты, списки книг для семейного чтения. Продумайте формы сбора обратной связи.

Материал подготовлен кафедрой дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРО РТ