С 15 по 29 июня 2019 года на базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования», в рамках ГПРФ «Развитие образования», кафедрой педагогики, психологии и андрагогики были организованы и проведены курсы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение системы воспитательной деятельности класса в условиях реализации ФГОС».
Целью данной программы является обучение педагогов образовательных организаций психолого-педагогическому сопровождению системы воспитательной деятельности класса.
Объём курса: 72 часа, в т.ч. 36 часов-очный модуль, 36 часов-дистанционный модуль.
В ходе обучения слушатели познакомились с цель и задачами психолого-педагогического сопровождения, которые обусловлены государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей. На практических занятиях были рассмотрены и проанализированы основные функции.
Слушатели ознакомились с функциями психолого-педагогического сопровождения системы воспитательной деятельности класса, которые обеспечиваются компонентами сопровождения, среди них выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Уровни психолого-педагогического сопровождения, которые рассматривались на семинарах: индивидуальное, групповое, на уровне класса. На практических занятиях педагоги поделились опытом воспитательной работы с группой и с классом.
Среди рассмотренных направления психолого-педагогического сопровождения, особый интерес у слушателей вызвали следующие:
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
- Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
- Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
- Выявление и поддержка одарённых детей.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
В ходе обучения по программе у слушателей совершенствовались профессиональные компетенции, необходимые для выполнения психолого-педагогического сопровождения системы воспитательной работы, которые включают:
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка;);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).