Научная и инновационная деятельность

ИТОГИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАОУ ДПО ИРО РТ в 2014 г.

В 2014 году ГАОУ ДПО ИРО РТ продолжил свою работу в качестве многофункционального инновационного центра, реализуя следующие направления деятельности:

  • сопровождение введения ФГОС дошкольного, начального, основного общего образования
  • обеспечение функционирования и развития методической работы
  • научно-методическое сопровождение национального образования
  • модернизация среднего профессионального образования
  • профессиональное развитие руководящих и педагогических работников образования, реализация профессионального стандарта
  • организационно-методическое сопровождение аттестации работников образования
  • мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования
  • обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.

Наименование государственных работ (услуг) в соответствии с Государственным заданием ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы (приказ МО и Н РТ № 4843/13 от «24» декабря 2013г.):

  1. «Организация и проведение научно-исследовательских работ» (14 наименований – общий объем 20 п.л. или 320 страниц, объем по факту выполнения превышен), включая разработку теоретических, концептуальных моделей, механизмов, технологий, инструментария мониторинга, психологические исследования; мониторинговые исследования; деятельность по апробации федеральных, региональных и др. проектов («Перспектива Татарстана», «Эффектон»).
  2. «Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа; консультационная деятельность; научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов, организационно-методическое сопровождение работников образования Республики Татарстан» (всего 162 наименования – общий объем 200 п.л. или 3200 страниц, объем по факту выполнения превышен)
  • научно-методические, методические рекомендации и материалы по актуальным направлениям развития системы образования;
  • образовательные информационные (видеоролики уроков), электронные, дистанционные ресурсы;
  • модели дополнительных профессиональных образовательных программ, дополнительные профессиональные образовательные программы, модули дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • сборники дидактических, контрольно-измерительных материалов; аналитические и информационные материалы;
  • учебники, учебные, учебно-методические пособия
  • организационное и методическое сопровождение республиканских, межрегиональных, муниципальных конференций, семинаров, круглых столов, практикумов, форумов;
  • научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, документов и иных материалов;
  • организационное и методическое сопровождение федеральных, республиканских, межрегиональных, муниципальных конкурсов, олимпиад (разработка нормативной документации (разработка положений, аналитические справки)).

Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность ГАОУ ДПО ИРО РТ в 2014 году, как и в предыдущие годы, осуществлялась в соответствии с Заданием Учредителя. Кроме того, целый ряд разработок был выполнен согласно распоряжениям Кабинета министров Республики Татарстан, поручениям ответственных работников Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Тематически выполненные проекты соотносятся с ключевыми направлениями деятельности исполнительных органов управления образованием, образовательными организациями по модернизации общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», конкретизированной в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы. Осуществлен ряд крупных мониторинговых исследований состояния и развития системы образования в Республике Татарстан, в том числе реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», состояния преподавания математики в условиях введения новой концепции развития математического образования в РФ, состояния и проблем дополнительного образования в условиях введения ФГОС НОО, профессиональных затруднений введения ФГОС в ДОО и др.

В рамках реализации научно-исследовательской деятельности разработаны: проект создания регионально-муниципальной многоуровневой методической службы как условия развития региональной системы образования, концептуальные основы, технологии и инструментария социально-педагогической оценки эффективности деятельности общеобразовательной организации, исследовано влияние внедрения дистанционного обучения «Удаленная школа», «Дети-инвалиды» на качество образовательных услуг и удовлетворенности населения качеством дистанционного образования, выявление лучших практик, возможности дистанционного обучения в обеспечении эффективной социализации детей-инвалидов и др.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ ГАОУ ДПО ИРО РТ

  • Проект по формированию управленческого резерва (в качестве экспериментальной площадки ФГНУ «Институт управления образованием» РАО)
  • Проект Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Республике Татарстан до 2020 года
  • Проект Стратегии развития воспитания учащихся в Республике Татарстан на 2014-2020 годы
  • Проект «Антикоррупционное воспитание. Методические рекомендации по формированию и реализации системы антикоррупционного воспитания в общеобразовательных организациях РТ»
  • Образовательный проект «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан» разработан для ведения факультативных занятий, включающий Концептуальные основы факультативного учебного курса «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан»; учебную программу факультативного учебного курса «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан»; учебное пособие факультативного учебного курса «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан»

УЧАСТИЕ ГАОУ ДПО ИРО РТ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ

  • Подмероприятия 1.8, 1.9 направления «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Федеральной целевой программы развития образования
  • Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы совместно с ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
  • Поликультурное образование как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы
  • Апробация программ общеобразовательных предметов «Музыка», «Технология», физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)»

УЧАСТИЕ ГАОУ ДПО ИРО РТ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРОГРАММАХ И ПРОЕКТАХ

  • Комплексная программа «Стратегия развития образования Республики Татарстан «Киләчәк» на 2010 – 2015 годы»
  • Государственная программа «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2016»
  • Республиканская программа по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Республике Татарстан»
  • Организационно-методическое сопровождение конкурсов и мероприятий в рамках реализации Года физики и математики (приказ МО и Н РТ №4948/14 от 29.08.2014)
  • Создание информационно-технологического сопровождения Республиканской системы аттестации педагогических работников
  • Участие в реализации проекта по созданию персонифицированной системы повышения квалификации работников образования Республики Татарстан

ГАОУ ДПО ИРО РТ – ОРГАНИЗАТОР И СООРГАНИЗАТОР (СОВМЕСТНО С МОИН РТ) РЕСПУБЛИКАНСКИХ КОНКУРСОВ:

  • Республиканский конкурс «Наш лучший учитель 2014 года»
  • Республиканский конкурс «Наш лучший директор школы 2014 года»
  • Республиканский конкурс грантов «Лучший мастер» для мастеров производственного обучения, работающих в профессиональных образовательных организациях, подведомственных МОиН РТ
  • Республиканский конкурс государственных профессиональных образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего профессионального образования, на оказание государственной поддержки реализации бизнес-проектов, направленных на повышение их финансовой устойчивости
  • Республиканский конкурс «Новый мастер», для мастеров производственного обучения, перешедших на работу в профессиональные образовательные организации, подведомственные МОиН РТ
  • Республиканский конкурс «Лучший преподаватель», среди преподавателей профессиональных образовательных организаций, подведомственных МОиН РТ
  • Республиканский конкурс методических разработок «Использование инновационных технологий на современном уроке»
  • Республиканский конкурс «Инновационные технологии в дошкольном образовании» среди воспитателей ДОУ
  • Республиканский конкурс научно-исследовательских работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
  • Республиканский фестиваль педагогических идей учителей математики «Деятельностный подход в обучении математике – средство достижения нового качества образования».
  • Республиканский конкурс методических разработок «Инновационные модели муниципальных методических служб»

УЧАСТИЕ СОТРУДНИКОВ ГАОУ ДПО ИРО РТ В КАЧЕСТВЕ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ РОССИЙСКИХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ КОНКУРСОВ:

  • Всероссийский конкурс «Воспитатель года РФ»
  • Республиканский конкурс «Лучший воспитатель по обучению детей правилам дорожного движения»
  • Республиканский конкурс «Лучший билингвальный детский сад»
  • Республиканский конкурс «Учитель года РТ»
  • Республиканский конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо-2014»
  • Конкурс лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование"ПНПО
  • Республиканский конкурс в рамках «Парламентского урока-2014»

ИРО РТ – ОРГАНИЗАТОР КОНФЕРЕНЦИЙ

  • Республиканская конференция «Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования: опыт, проблемы и пути решения» – ноябрь 2014
  • Республиканский конкурс видеороликов уроков теоретического и производственного обучения, внеклассных мероприятий – декабрь 2014
  • Республиканская научно-практическая конференция, посвященная автору учебников татарской литературы А.Г. Яхину «Яхинские чтения» («Яхин укулары») – декабрь 2014
  • Всероссийская конференция «Государственно-общественное управление образованием как ресурс модернизации образовательных систем» – декабрь 2014

В рамках выполнения Государственного задания ГАОУ ДПО ИРО РТ на 2014 г. были подготовлены и изданы следующие материалы:

  • Состояние преподавания математики в общеобразовательных организациях Республики Татарстан в 2014/2015 учебном году в условиях реализации концепции развития математического образования в РФ – 61 стр., 7,6 п.л.
  • По итогам республиканского конкурса «Лучшая методическая разработка урока математики – 2014» был издан сборник разработок уроков и мероприятий учителей математики «Системно-деятельностный подход на уроках математики (из опыта работы учителей математики – победителей республиканского конкурса «Лучшая методическая разработка урока математики – 2014») – 132 стр., 16,6 п.л.
  • По итогам республиканского фестиваля учителей математики был издан методический сборник работ учителей-предметников, представивших свой опыт на республиканском фестивале учителей математики «Деятельностный подход в обучении математике – средство достижения нового качества образования (из опыта работы участников республиканского фестиваля педагогических идей учителей математики– 2014) – 233 стр., 28,9 п.л.
  • По итогам XII Республиканской научно-практической конференции школьников им. Л.Н. Толстого был издан сборник – 84 с., 5,25 п.л.
  • Для руководителей и специалистов муниципальных отделов образования, руководителей ОО, руководителей МО были изданы методические рекомендации «Организация работы над единой методической темой в образовательных организациях муниципального района» – 36 стр, 2,3 усл.п.л.
  • Методические рекомендации для педагогических работников основного общего образования «Подготовка обучающихся к исследовательской деятельности как условие реализации преемственности общего и высшего образования) – 40 стр., 2,5 п.л.
  • Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Республике Татарстан до 2020 г. – 32 стр., 1,9 п.л.
  • Образовательный проект «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан» разработан для ведения факультативных занятий, включающий Концептуальные основы факультативного учебного курса «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан»; учебную программу факультативного учебного курса «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан»; учебное пособие факультативного учебного курса «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан» – 56 стр., 3,5 п.л.
  • История России. Учебное пособие для обучения трудовых мигрантов Учебное пособие разработано в соответствии с Государственной программой «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы». Содержание пособия охватывает круг вопросов, связанных с формированием у иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, представлений об основных этапах истории России с древнейших времен до начала XXI в., о месте, роли, своеобразии этой истории в цивилизационных процессах – 203 стр., 12 п.л.
  • Основы законодательства Российской Федерации. Учебно-методический комплект. Учебно-методический комплект «Основы законодательства Российской Федерации» разработан в соответствии с Государственной программой «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы». Содержание учебно-методического комплекта охватывает круг вопросов, связанных с формированием у иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, представлений о фундаментальных правовых институтах российского государства и приобретением навыков и умения осуществлять поиск юридически значимой информации, ее правильного применения – 105 стр., 6,6 п.л.
  • Учебная программа курса по истории России для обучения трудовых мигрантов. Разработана в соответствии с Государственной программой «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы». – 15 стр., 1 п.л.
  • Во исполнение государственного контракта №201435441 от 19.09.2014 в целях реализации мероприятий по изменению содержания профессионального образования и повышению качества образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом требований регионального рынка труда был выпущен первый номер журнала «Профессиональное образование в Республике Татарстан» – 32 полосы, 3,72 усл.п.л. (тираж 300 шт.).
  • В соответствии с проектом плана подготовки Республиканского августовского совещания работников образования и науки в 2014 г. «От догоняющей к опережающей модели образования» и с целью оказания методической помощи педагогическим и руководящим работникам образования РТ в организации образовательного процесса в 2014/2015 учебном году были подготовлены и напечатаны следующие методические рекомендации:
Наименование Ус.п.л.
1 Особенности организации воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Татарстан в 2014/2015 учебном году 2,5
2 Инклюзивное образование: нормативно-правовое обеспечение, модели интеграции и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ 4
3 Методические рекомендации руководителям муниципальных методических объединений, общеобразовательных организаций, кураторам по русскому языку и литературе 9,75
4 Организация образовательного процесса на уровне начального общего образования в 2014/2015 учебном году 2,5
5 Образовательная среда в современной школе: понятие, содержательные характеристики, психолого-педагогическое сопровождение 1,5
6 Особенности деятельности школьной библиотеки в процессе реализации ФГОС общего образования в 2014/2015 учебном году 2,5
7 Особенности организации воспитательной деятельности в 2014/2015 учебном году 1,25
8 Особенности организации работы с одаренными детьми в общеобразовательных организациях Республики Татарстан в 2014/2015 учебном году 2,5
9 Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык», «Литература» в 2014/2015 учебном году 10
10 Особенности преподавания учебного предмета «Информатика» в 2014/2015 учебном году 3,25
11 Особенности преподавания учебного предмета «География» в 2014/2015 учебном году 2,75
12 Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2014/2015 учебном году 16
13 Особенности преподавания учебного предмета «Музыка» в 2014/2015 учебном году 2,75
14 Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2014/2015 учебном году 1,5
15 Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2014/2015 учебном году 1
16 Особенности преподавания учебного предмета «Технология» в 2014/2015 учебном году 2,25
17 Особенности преподавания учебного предмета «Физическая культура» в 2014/2015 учебном году 1,5
18 Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 1,75
19 Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве школы 1,3
20 Методические рекомендации по разработке образовательными организациями локальных нормативных актов в условиях реализации ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» 5,8
21 Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе образования детей с ОВЗ 1,37
22 Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2014/2015 учебном году 2,1
23 Особенности преподавания учебного предмета «Биология» в 2014/2015 учебном году 3,69
24 Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2014/2015 уч.году 6,4
25 Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» в 2014/2015 учебном году 1,4
26 Особенности преподавания учебного предмета «Физика» в 2014/2015 учебном году 1,8
27 Особенности организации работы по национальному образованию в общеобразовательных организациях Республики Татарстан 1,25
28 Башлангыч, төп, урта гомуми белем бирү программаларын татар телендә гамәлгә куя торган белем оешмаларында укыту-тәрбия процессын оештыру үзенчәлекләре 2,2
29 2014-2015 нче уку елында татар телен укыту үзенчәлекләре 3,25
30 “Әдәбият” предметын укыту үзенчәлекләре 5
ИТОГО 94,25

В рамках реализации подмероприятий 1.8, 1.9 ФЦПРО были разработаны:

Наименование
«Государственно-общественное управление в образовательной организации общего образования» Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (учебно-методический комплекс)
«Государственно-общественное управление образованием в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (учебно-методический комплекс)
«Профессиональная компетентность педагогического работника в условиях государственно-общественного управления» Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (учебно-методический комплекс)
«Профессиональная компетентность работников дошкольных образовательных учреждений в условиях государственно-общественного управления» Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (учебно-методический комплекс)
Формы и модели государственно-общественного управления образованием, реализуемые в образовательных организациях Республики Татарстан Учебно-методические материалы
Формы участия родительской общественности и обучающихся в государственно-общественном управлении образовательной организацией Учебно-методические материалы
Государственно-общественное управление образованием в условиях введения ФГОС Информационно-методические материалы в помощь слушателю курсов повышения квалификации
Педагогические советы в системе государственно-общественного управления Учебно-методические материалы
Государственно-общественное управление в организации деятельности педагогического коллектива Дидактические материалы
Роль коллегиальных органов управления образовательной организации в условиях государственно-общественного управления Учебное пособие
Развитие государственно-общественного управления образованием на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Учебно-методические материалы
Государственно-общественное управление образованием в системе социального партнерства Учебно-методические материалы

Общий объем составил 74,8 п.л.

К разработке были привлечены – 44 специалиста, из них: сотрудники ГАОУ ДПО ИРО РТ - 23, привлеченные специалисты - 21:

  • руководители и специалисты базовых площадок, участвующие в реализации мероприятий ФЦПРО в 2014 г. - 11
  • специалисты, прошедшие обучение в качестве тьюторов по государственно-общественному управлению образования в рамках реализации ФЦПРО в 2011-2013 гг. - 3
  • профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, научных организаций и образовательных организаций, имеющих опыт в сфере государственно-общественного управления образованием - 7: ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (1), Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников ИПиП ФГАОУ ВПО КФУ (2), ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» (1), Елабужский институт (филиал) КФУ(1), Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ (1), Институт истории АН РТ (1)