Информация об осуществлении образовательной деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Информация об осуществлении образовательной деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» в 2014 году

Содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников образования в рамках Государственного задания ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» (далее – ГАОУ ДПО ИРО РТ) на 2014 год определялось задачами Концепции модернизации российского образования в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, Стратегией развития образования в РТ на 2010-2015гг., основными нормативными правовыми документами федерального и регионального уровня, тенденциями развития российского и регионального образования, потребностями и запросами слушателей, и было направлено на максимальное удовлетворение выявленных потребностей работников образования республики в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и педагогов образовательных организации.

Повышение квалификации в 2014 году осуществлялось в соответствии с разработанной Министерством образования и науки Республики Татарстан моделью модернизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, объединяющей три базовые организаций: ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и ГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов».

ГАОУ ДПО ИРО РТ, являясь координатором процесса повышения квалификации в рамках выполнения Государственного задания, обеспечивает эффективное сетевое взаимодействие (объединение) всех участников этого процесса, интеграцию имеющихся кадровых, учебно-методических, материально-технических и других ресурсов в целях достижения нового качества повышения квалификации.

Для реализации данной функции ГАОУ ДПО ИРО РТ ежегодно сформирован план-проспект образовательных услуг в рамках Государственного задания на 2014 год. Сроки реализации дополнительных профессиональных программ варьируется от 16 до 144 часов.

Содержание плана-проспекта отражает особо актуальные направления развития образования:

  • Управление образовательными организациями в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;
  • Управление качеством образования в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов и Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;
  • Обновление содержания и методики преподавания учебных предметов в условиях реализации ФГОС;
  • Мониторинг и оценка качества образования;
  • Приоритетные направления развития национального образования;
  • Управление процессом здоровьесбережения детей и школьников;
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ и обеспечение их преемственности;
  • Развитие одаренности, творческих проявлений подрастающего поколения и другие.

Повышение квалификации работников образования проводилось с использованием современных лабораторий, информационных образовательных технологий, мультимедийных средств обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Количественные показатели реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в ГАОУ ДПО ИРО РТ в 2014 году

В рамках Государственного задания Учредителя (Министерства образования и науки Республики Татарстан) в 2014 году ГАОУ ДПО ИРО РТ обучено 3147 слушателей из числа руководителей образовательных организаций и педагогических работников образования Республики Татарстан.

По программам повышения квалификации обучено 944 слушателя, в том числе: руководители ОО – 523 человека, иные педагогические работники – 421 человек.

Наиболее востребованными стали следующие программы повышения квалификации:

  • ФГОС общего образования, содержание образовательной деятельности, организация образовательного процесса в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» для категорий - руководители ОО и заместители директоров общеобразовательных учреждений;
  • Апробация и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (по поручению Министерства образования и науки Республики Татарстан обучено 226 педагогических работников, специалистов, организующих работу по апробации).

Государственное задание по программам повышения квалификации в объеме от 72 до 144 часов выполнено в полном объеме (119,5%).

Проведением обучающий семинаров по 12 темам в объеме от 8 до 24 часов охвачено 2203слушателя при плане 2199 человек (100,2%).

Наиболее востребованными стали обучающие семинары:

  • для внешних и внутренних экспертов по аттестации педагогических кадров и заместителей руководителей ОО, курирующих аттестацию педагогических кадров (обучено 607 человек по программам «Методологические и технологические основы проведения аттестационной экспертизы в условиях изменения порядка аттестации педагогических работников» и «Методологические и технологические основы проведения аттестационной экспертизы деятельности педагогических работников на соответствие занимаемой должности» в объеме 24 часа);
  • для педагогических работников, реализующих программы основного и среднего общего образования по татарскому языку и литературе как неродным, (обучено 212 человек по авторской программе Р.Р.Нигматуллиной «Коммуникативные технологии обучения татарскому языку как неродному» в объеме 16 часов).

В рамках реализации Плана мероприятий по реализации третьего этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 №203 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации третьего этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк»- «Будущее» на 2014 год», ГАОУ ДПО ИРО РТ обучено 1866 слушателей из числа руководителей образовательных организаций и педагогических работников образования Республики Татарстан. Подмероприятия по Стратегии развития образования Республики Татарстан выполнены на 103,6%, в том числе по программам профессиональной переподготовки 54 слушателя (программа для победителей гранта «Наш новый учитель» в объеме 1200 часов – 29 человек и программа для педагогов дополнительного образования детей в объеме 520 часов – 25 человек). Выполнение плана по программам профессиональной переподготовки составляет 101,8%.

Государственное задание Учредителя по оказанию образовательных услуг для педагогических и руководящих работников учреждений среднего профессионального образования на 2014 год выполнено ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» на 100% по программам повышения квалификации для заместителей директоров по воспитательной работе в объеме 108 часов и на 107,2% по обучающим семинарам для директоров организаций СПО и заместителей директоров по различным направлениям работы в объеме 16 часов.

Дополнительное задание Учредителя в рамках Государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» выполнено ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» на 109%. Обучено 53 педагогических работника (план – 50 человек) по программе повышения квалификации «Социальная педагогика и психология в решении вопросов профилактики правонарушений и детско-подростковых преступлений в объеме 108 часов. Обучающие семинары по теме «Превентивная педагогика и психологическая профилактика правонарушений и детско-подростковых преступлений» в объеме 8 часов проведены для 165 педагогических работников (план – 150 человек).

В рамках повышения квалификации педагогических работников России по Федеральной целевой программе развития образования на 2010-2015 годы ГАОУ ДПО ИРО РТ обучено 1286 слушателей, в том числе 331 слушателя из Республики Татарстан. Из общего количества обучающихся 1102 слушателя завершили обучение в 2014 году, 184 слушателей продолжат обучение в 2015 году. Выполнение плана по ФЦПРО по слушателям, завершившим обучение, составляет 119%. 20 ноября 2014 года ГАОУ ДПО ИРО РТ проведена Всероссийская конференция «Государственно-общественное управление образованием как ресурс модернизации образовательных систем» с участием 10 базовых площадок для проведения стажировок Республики Татарстан (6 общеобразовательных учреждений и 4 дошкольных учреждений). В обсуждении итогов принимали участие М.В.Дулинов, заместитель генерального директора Международного центра финансово-экономического развития, директор МЦФЭР «Образование», представители Республики Башкортостан, Республики Марий ЭЛ, Республики Бурятии, Свердловской и Пермской областей, АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики», ГОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования г.Москва, педагогическая общественность и средства массовой информации Республики Татарстан.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы по договору с ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» ГАОУ ДПО ИРО РТ организовано 36-ти часовое очное обучение специалистов общеобразовательных организаций республики по вариативным модулям программы «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях». Обучение прошли 311 специалистов по трем категориям: руководители образовательных организаций; учителя-предметники, педагоги, классные руководителя; учителя-дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы.

Качественные показатели реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в ГАОУ ДПО ИРО РТ в 2014 году

В ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» проводится анализ качества оказания образовательных услуг по следующим критериям:

Наименование показателя результативности Значение, установленное Фактическое значение в 2014 году
Уровень укомплектованности кадрами 100% 100%
Число обоснованных жалоб со стороны потребителей услуги (законных представителей и иных заинтересованных лиц) 0 0
Доля обучающихся, освоивших в полном объеме образовательную программу 100% 99,9%
Удельный вес программ, имеющих модуль дистанционного обучения 50% 51,7%

По поручению Министерства образования и науки Республики Татарстан (письмо от 23.09.2013 №13020/13 «О формировании базы данных на повышение квалификации работников образования в 2014 году») и на основании заявок на повышение квалификации из муниципальных образований Республики Татарстан ГАОУ ДПО ИРО РТ создана сводная база работников образования Республики Татарстан, претендующих на плановое повышение квалификации в 2014 году. По данной базе осуществлялось комплектование групп слушателей по соответствующим программам.

В 2014 году при реализации программ дополнительного профессионального образования и использовании данной базы возникли некоторые затруднения:

  • Трудности и недостатки
  • Пути решения
  • несоответствие заявки контингента слушателей с фактической потребностью (отсутствие мотивации)
  • персонифицированное повышение квалификации (адресный подход)
  • предоставление достоверной информации о потребности в ПК
  • отсев на этапе дистанционного модуля
    (затруднения при выполнении заданий; технические проблемы с интернетом и несоответствие материально-технической базы для организации дистанционного обучения)
  • оказание своевременной методической и консультационной помощи педагогическим работникам образовательных организаций (адресная помощь)
  • o частая сменяемость кадров
    (увольнение, оптимизация, ротация)
  • необходимость ведения правильной кадровой политики
  • o ходатайство об освобождении во время обучения (ходатайства об освобождении от занятий (от одного дня до полного срока обучения) или об оформлении на индивидуальный график обучения)
  • планирование сроков и места прохождения обучения
  • o формальное отношение к выполнению проектных работ
  • техническое задание от руководителя ОО

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Республики Татарстан отделом мониторинга, экспертизы и оценки качества образования ГАОУ ДПО ИРО РТ был разработан программный продукт по оценке качества обучения педагогических и руководящих работников системы образования по дополнительным образовательным программам.

За основу оценки качества обучения педагогических и руководящих работников системы образования по дополнительным профессиональным программам принят метод экспертной оценки, широко используемый в образовательной квалиметрии.

Оценка качества обучения по программам ДПО осуществлялась на основе оценки соответствия содержания учебного материала потребностям слушателей.

Качество результата обучения – комплексный критерий результативности освоения программы, отражающий соответствие ожидания слушателей о содержании учебного материала степени удовлетворенности слушателей по окончании обучения, оцениваемый по динамике изменения показателей до и после курсовой подготовки.

Объект оценки – процесс и результат обучения работников образования.

Предмет оценки – оценочное мнение слушателей (выступающих в роли экспертов) о содержании обучения.

Субъекты оценки – работники сферы образования, обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования.

Метод сбора информации – анкетирование.

Выводы по реализации дополнительных профессиональных программ в 20145 году в условиях сетевого взаимодействия с тремя организациями следующие:

  1. Качество обучения во всех образовательных организациях находится на удовлетворительном уровне. Почти все слушатели отметили положительный результат, при котором объем содержания учебного материала по теоретическому и практическому блокам значительно превышает их запросы.
  2. Руководствуясь аналитическими материалами данного мониторингового исследования, организации могут эффективнее организовать процесс обучения, корректируя учебный материал с учетом пожеланий слушателей.
  3. Анализ анкет показывает некоторую неудовлетворенность слушателей практико-ориентированной составляющей дополнительных профессиональных программ, наблюдается преобладание теоретической составляющей материала к практической.

Учитывая пожелания слушателей, ГАОУ ДПО ИРО РТ определяет следующие приоритетные направления разработки и реализации дополнительных профессиональных программ на 2015 год:

  • Деятельность руководящих и педагогических работников по реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Обновление методики преподавания учебных предметов в условиях реализации ФГОС, в том числе использование современных образовательных технологий;
  • Мониторинг и оценка качества образования;
  • Основные тенденции и актуальные направления развития национального образования;
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • Эффективные формы организации ранней профориентационной работы с обучающимися, в том числе и робототехника;
  • Развитие одаренности, творческих проявлений подрастающего поколения и другие.