Начало истории

В дореволюционной России не было системы повышения квалификации учителей, ее создание началось только после Октябрьской революции 1917 года. С первых лет своего существования молодое советское государство придавало большое значение выращиванию национального пролетариата и подготовке советских технических научных работников.

В то время Татарстан был сугубо аграрной республикой, например, в 1920 году из 2,9 млн. жителей 2,6 млн. проживали в деревне. В период образования Татарской автономной республики число работников-татар в промышленности составляло не более 15% от общего количества. Причем почти все они являлись неквалифицированными, выполняли наиболее тяжелые физические работы. Высшие партийные совещания в 1921-1923 годах в своих решениях по национальному вопросу особо подчеркивали задачи «ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и планомерного насаждения промышленности на окраинах». Эти планы требовали преобразований в си стеме народного образования, и в первую очередь подготовки новых квалифицированных, политически грамотных учителей, способных поднять общеобразовательную подготовку детей из рабочих и крестьян на такой уровень, чтобы учащиеся смогли получать дальнейшее образование в вузах и техникумах.

В 1928 году в СССР началось грандиозное промышленное строительство. Появилась прибыль, выросла производительность труда. Началась подготовка квалифицированных рабочих кадров. В том же году был утвержден первый пятилетний план экономического и социального развития СССР. Первостепенным становился вопрос грамотности. От роста грамотности трудящихся города и деревни зависело укрепление государственности в национальных республиках. По данным статистики общий процент грамотности оставался крайне низким: 33% татар и 43% русских. Особенно неблагополучно дело обстояло в деревне, где больше половины (55%) населения в возрасте от 9 лет и старше оставалось неграмотным.

Необходимость быстрого развертывания школьной сети в городах и селах требовала столь же стремительного роста численности учительских кадров. С этого времени берет начало курс на формирование учителя-общественника, активного проводника политики государства.

В 1928 году правительство принимает решение перевести всю письменность народов СССР на «интернациональный алфавит на основе латинской графики». Латинизация языков началась с графики на основе арабского алфавита. В августе ЦК ВЛКСМ принял постановление о проведении всесоюзного культпохода молодежи. Формировалась молодежная культармия. ЦИК ТАССР выступил с воззванием к трудящимся республики, выдвинув следующие основные моменты:

  1. Всех трудящихся-татар, грамотных на арабском и кряшенском шрифтах (их число в республике доходило до 100 000 человек) к 1 января 1930 года обучить Яналифу (письменности на основе латинской графики). В республике объявляется «Трехмесячник Яналифа»;
  2. Борьба с общей неграмотностью в Татреспублике должна быть закончена в 3-летний срок. На решение этих задач было мобилизовано 20 000 культармейцев. Участие в общественной работе, «борьбе за построение нового общества» стали для большинства педагогов главным фактором их идейно-политического воспитания. Занятия с неграмотными и малограмотными, работа в исполкомах и сельсоветах, организация изб-читален, клубов, пропаганда передовых методов земледелия и животноводства, проведение бесед и чтение лекций, антирелигиозная и культурнопросветительская работа, борьба за здоровый быт – вот далеко не полный перечень повседневных дел учителей того времени, прежде всего сельских школ.

В этой обстановке в стране возникла острая потребность в едином научно-методическом центре, который бы проводил комплексное изучение всех аспектов проблемы повышения квалификации педагогических кадров, готовил учебные планы и программы, обобщал накопленный опыт. Народным комиссариатом просвещения РСФСР в соответствии с рекомендациями II Всероссийской конференции по повышению квалификации работников социального воспитания (соцвоса) в сентябре 1927 года было утверждено Положение о Центральных курсах по повышению квалификации работников соцвоса. Центральные курсы должны были вести исследования по проблемам повышения квалификации педагогических кадров; разрабатывать учебные планы и программы курсов, пособия для самообразования, библиографические указатели; проводить курсы для разных категорий работников народного образования, осуществлять программнометодическое руководство повышением квалификации на местах. Эти курсы в начале 1928 года были реорганизованы в Институт повышения квалификации педагогов (ИПКП). Положение об ИПКП было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1928 года. Тогда же в ряде областных и краевых центров создаются отделения ИПКП.

Так 90 лет назад было положено начало созданию Татарского института повышения квалификации педагогов (ТИПКП), ныне – Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (ГАОУ ДПО ИРО РТ).

Русский